По сообщениям многочисленных СМИ, Сбербанк разработал проект «национальной экосистемы» в области электронной торговли. Речь идет о создании вокруг единой технологической платформы сети организаций, пользующихся ее услугами и формирующих предложения для клиентов по примеру американских Google, Amazon, Facebook, а также китайских Tencent и Alibaba. Проект мог бы быть полезен конечным потребителям и бизнесу в самых разных областях – образовании, здравоохранении, строительстве, недвижимости, госуслугах, организации отдыха, телекоммуникациях, разработке софта и приложений. Объем его экономики к 2025 г., как считают в Сбербанке, составит 65 трлн руб.
Один из знакомых с разработкой проекта собеседников «Коммерсанта» сообщил, что сейчас рассматриваются три сценария строительства экосистемы. По одному из них, проект будет реализовывать сам Сбербанк, по другому – в партнерстве с крупной российской интернет-компанией, например «Яндексом» или Mail.ru Group. Третий вариант допускает привлечение в качестве стратегического партнера иностранной компании, вероятнее всего китайской.
По прогнозу Сбербанка, к 2025 г. на экосистемы будет приходиться около 30% глобальной выручки организаций и более 40% их глобальной прибыли.
Примером для Сбербанка является Alibaba Group, построившая "масштабную экосистему на китайском рынке" с принципом удовлетворения всех потребностей как покупателей (одежда, электроника, бытовые товары, еда, отдых и развлечения, медиа, здоровье и т. д.), так и продавцов (финансирование, логистика, реклама, облачные сервисы). Основа бизнес группы — торговля через онлайн-проекты AliExpress, Alibaba.com, TaoBao.com, TMall.com, 1688.com и др. Но при этом в ее состав входит также финансовое подразделение Ant Financial, облачные сервисы Aliyun, логистическая сеть Cainiao, сервис онлайн-рекламы Alimama, киностудия, веб-браузер, видеопортал, операционная система.
Став лидером на рынке Китая, Alibaba выходит на иностранные рынки с проектом онлайн-торговли для конечных пользователей, постепенно вовлекая и интегрируя в свою экосистему локальных игроков. К примеру, в России входящий в Alibaba Group маркетплейс AliExpress уже входит в число самых популярных онлайн-ресурсов: по данным SimilarWeb, его посещают 24 млн уникальных пользователей в месяц, т. е. треть всех российских интернет-пользователей.
Успех такой модели не может не подталкивать к созданию собственной национальной экосистемы в России, считают в Сбербанке, добавляя, что население России будет к этому готово "в среднесрочной перспективе".